Экологический фейк под соусом спасения: как «Росатом» может превратить Улан-Удэ в очередной Иркутск
2189

«Росатом» представил обновлённый проект по уничтожению отстойника, но это отнюдь не исключает повторения ошибок соседней Иркутской области.
Автор: Аксель Дронов
Фото из альбома "Улан-Удэ. Фенольное озеро" © Фотобанк "RuBabr"
21 июля 2025 года в Улан-Удэ состоялись общественные слушания по проекту приведения в безопасное состояние фенольного отстойника. В обсуждении приняли участие порядка 60 человек, включая горожан и представителей правительства Бурятии, Народного Хурала, Минприроды региона, Росприроднадзора, Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, научного сообщества, общественных организаций и коммерческих структур.
Во время переговоров ФГУП «ФЭО» («Росатом») предоставило новый проект по ликвидации токсичного озера. Впервые за много лет в документе заявлено намерение вывезти основную массу отходов за пределы города. Такой шаг упорно пытались избежать в прошлых версиях проекта, а сейчас вдруг оказывается, что это безопасный выход из положения и допустимо по закону. Во всяком случае, именно так заявляют в самой компании.
«Предложенные проектные решения базируются на научной экспертизе и инженерных расчётах», – уточнил директор по реализации экологических проектов ФГУП «ФЭО» Станислав Жабриков.
Согласно новому проекту, застывшие отходы будут вынимать послойно (по 50–70 сантиметров), хранить в герметичных контейнерах, а затем отправлять в… Новокузнецк на предприятие «Химкрекинг». Работы будут проходить исключительно в зимнее время, чтобы избежать неконтролируемое загрязнение. Общая площадь буферной зоны, напомним, почти 3000 квадратов.
Радоваться грандиозным планам пока ой как рано, сейчас это по сути идеи на бумаге, которые не факт, что будут реализованы. ФГУП «ФЭО», получивший особые полномочия по ликвидации НВОС (накопленного вреда окружающей среде), уже известен в других регионах не понаслышке. В соседней Иркутской области, например, компания курирует «ликвидацию» Усольехимпрома и БЦБК, и именно там мы наблюдаем весьма спорные решения. А на это уже потрачены миллиарды.
В Улан-Удэ ФЭО работает с тем же подрядчиком инженерных изысканий, что и пять лет назад – с ООО «Технотерра». Экспертизу проводит Степан Николаевич Калмыков, ставший за это время академиком РАН и вице-президентом Академии. Депутат Госдумы Николай Будуев в своём телеграм-канале верно подметил, что на данный момент опубликованных материалов по изысканиям нет, есть только фрагменты, переданные узкому кругу лиц. Остальным, получается, остаётся верить на слово?
Автор: Даниил Тетерин
Фото из альбома "Иркутская область. Байкальск. БЦБК" © Фотобанк "RuBabr"
Есть ощущение, что единственный, кто верит в успешное завершение проекта, помимо самой компании – министр природных ресурсов и экологии Бурятии Наталья Тумуреева. На последней встрече она дала такой комментарий: «Мы надеемся, что проект будет успешно реализован и в будущем станет примером того, как нужно решать такие сложные задачи – профессионально, системно и в интересах людей и природы». Красиво, но только на словах.
Пока сомнений во много раз больше надежд. Во-первых, вся работа по ликвидации отстойника проходит без должной публичности. Открытых совещаний крайне мало, регулярных отчётов нет. Всё идёт по старой схеме: сначала сделаем, а потом введём в курс дела.
Во-вторых, ФЭО любит использовать юридические дыры, чтобы обходить экологическую экспертизу. Иркутские проекты, где вместо реальной ликвидации идёт банальное складирование ТКО за миллиарды – тому подтверждение. Поэтому Улан-Удэ легко может стать очередной локацией для фиктивного освоения бюджета.
В-третьих, технологии тоже вызывают определённые вопросы.
Напомним, токсичный отстойник в Улан-Удэ появился в 1936 году в результате работы ЛВРЗ: после химической промывки вагонов все отходы десятилетиями благополучно сливались за пределы завода. Фенольное озеро опасно не только тем, что находится в черте крупного города, но и тем, что его опасные элементы попадают в соседнюю речку, которая далее втекает в Селенгу – главный приток Байкала. Ликвидировать его должны были давно, но все проекты загибались на начальном этапе.
Последний раз от озера пытались избавиться в 2020 году, тогда группа «Безопасные технологии» предлагала сжечь содержимое прямо на месте. Под этим соусом проект прошёл бы и молчаливо реализовался, если бы не вмешательство экологов и экспертов. Общественное сопротивление тогда спасло город от опасных экспериментов.
Сейчас же фенольное озеро в руках «Росатома», который ещё не доказал свою эффективность и что отстойник действительно может быть ликвидирован, а не просто перемещён с места на место.
«Смотришь на это озеро и думаешь: "Господи, как же нужно ненавидеть природу, страну, чтобы так всё загаживать". Радует только, что этот объект всё-таки когда-нибудь исчезнет с карты», – комментирует ситуацию тг-канал «Экодиктатура».
Автор:
Распечатать